В этом повествовании о породе САО, мы не будем углубляться в далекую древность, и рассматривать возможные варианты её происхождения, оставим эту темную сторону на попечение дотошной научной братии, а обратим ваше внимание на недавнее прошлое, не далее чем 100 лет назад, и попытаемся проследить путь эволюции породы до наших дней. Не обязательно быть ученным, что бы разобраться в ситуации, если свидетели истории этого периода проживают или проживали рядом с нами и даже в наших семьях, оставляя нам в наследство свой опыт жизни. Отталкиваясь от знаний наших не столь далеких предков, можно твердо с уверенностью сказать, что путь развития породы САО за последние 100 лет был путем ее вырождения и деградации. Можно считать абсурдным заявление, российских кинологов, что порода дошла до наших дней, за тысячи лет, без изменений. Именно последние 100 лет стали переломными для народов, проживающих в Казахстане и Средней Азии, что соответственно не могло не отразиться, главным образом трагически и негативно, на судьбе породы САО. В настоящее время, видя огромный разброс породы по типам, трудно согласиться, с тем, что она сохранилась в ее первозданном виде. Пытаясь разобраться в сложившейся ситуации, попробуем восстановить картину жизни и быта кочевника, а также проследить метаморфозы, произошедшие с породой, в связи с переходом человека от кочевого образа жизни к оседлому и полукочевому, при коллективизации сельского хозяйства в советское время, а также определить роль собаки в быту при кочевом и оседлом образе жизни. Попутно мы отметим возможные пути распространения САО на территории Средней Азии. Начнем с того, что до начала двадцатого столетия, кочевники сотни и тысячи лет, вели свое хозяйство практически без изменений. Вряд ли российские авторы книг по САО представляют себе, что значит жить за счет скотоводства и охоты в кочевом ритме жизни. Кочевые народы всегда делились на племена или племенные союзы, те в свою очередь на рода и подрода, а последние на семейные группы и семьи. Каждое племя имело свою территорию кочевий, которая делилась между всеми ее составными частями. Особенность кочевой жизни заключается в том, что небольшое по численности объединение людей (семьи) занимает, востребованное жизненной необходимостью, пространство земли не соизмеримо большее, чем многочисленное поселения людей при оседлом образе жизни. Расстояния между кочующими группами были настолько велики, что представители кланов встречались крайне редко, в основном по праздникам или для решения каких- либо совместных проблем. Говорить, что при таких условиях собаки из разных кочевий могли свободно скрещиваться друг с другом бесконтрольно, необоснованно, тем более что даже в наши дни можно наблюдать картину изгнания отарными собаками чужака. Заявление, что собаки даже одного кочевья, воспроизводились самопроизвольно и единственной направляющей силой в этом процессе был естественный отбор, неправильно, подтверждением этому могут быть поныне существующие две разные породы – мастифообразные (тобет) и борзообразные (тазы), а также уже почти забытые в Ср. Азии вымершие породы собак, одна из них, в прошлом распространенная в Казахстане, казахская норная (Барак), встречавшаяся и в других регионах Средней Азии.Представьте себе человека, чье основное богатство заключено в стадах различного скота, которые находятся круглый год под открытым небом, не защищенные ни стенами, ни заборами, ни крышей над головой, да еще вынужденные перемещаться на сотни, а то и тысячи километров по земле, климатические условия, которой одни из самых суровых в мире (к примеру, западные средневековые кипчаки лето проводили в южных предгорьях Урала, а на зиму перекочёвывали в районы Аральского моря в низовья Сырдарьи). Чтобы выживать в Степи, человек создал соответствующие условиям породы скота. Не вдаваясь в археологические исследования и воспоминания стариков о разнообразии и спецификации вымерших пород скота, особенно лошадей (в Казахстане в Советское время неисчислимые табуны породистых скакунов забивались на консервы и колбасу), поставим на вид одну из еще не вымерших пород казахскую курдючную овцу. Овцы этой породы уникальны тем, что они могут добывать корм из-под снега самостоятельно, густая длинная шерсть позволяет переносить любые капризы природы, а курдюк, играющий роль горбов у верблюдов, делает эту породу пригодной к длительным перекочевкам, при скудном рационе пищи и воды по пути. Эта порода овец имеет место практически у всех азиатских народов тюркского происхождения, и у народов, испытавших на себе их культурное влияние. Итак, скот у кочевника разделен строго по породам, особенно яркое отражение селекция нашла в разведении лошадей и овец — главное богатство кочевника. Немалое значение в быту кочевника, для пополнения припасов и шкур, имела охота, в результате были выведены собаки охотничьих пород, такие как тазы и другие, к сожалению уже вымершие породы. Вопрос защиты своих стад от врагов прост, люди брались за оружие, а вот как защитить их от хищников, особенно от волков, самых свирепых разбойников степи, без собак? Теперь зададим себе вопрос: кочевники, занимающиеся тысячи лет селекцией пород скота, могли пустить на самотек разведение собак охраняющих их стада? Конечно, нет! Среди российских авторов, пишущих на тему САО, бытует мнение о том, что у кочевников Азии собаки веками воспроизводились самопроизвольно, то есть о том, что они не имели понятия о селекции. Однако вопреки этому ошибочному, но распространённому мнению все, же в Азии в прошлом жили люди весьма искусные и сведущие в селекции скота, и уж тем более собак, что было для них первостепенной жизненной необходимостью и что подтверждается совокупностью разного рода сведений. Острая жизненная необходимость, это лучшая мотивация и обоснование того, что кочевники-скотоводы прекрасно разбирались в собаках и их селекции. В некоторой степени, направленной селекции собак, способствовала ментальность кочевников. Как было ранее сказано, кочевники встречались не часто и одними из главных поводов для встреч были различные праздники или совместная охота. Праздники обязательно сопровождались разного рода состязаниями. Свою силу, ловкость и сноровку молодые люди демонстрировали в состязаниях по борьбе, как в пешем порядке, так и верхом на конях, в поединках прикладного характера, в стрельбе из лука, в игре Кокпар (своего рода, конное регби) и т.п. Лучших скакунов определяли скачки и Кокпар, а самых сильных волкодавов поединки между ними. Необходимо отметить, что собачьи бои, в современном понимании, у кочевников не практиковались. То есть, с целью развлечения, собак никогда не стравливали. Согласно древним степным законам, а также в соответствии с исламом, издевательства над животными и их бессмысленное убийство было строго запрещено. Поэтому притравка волкодавов носила исключительно практический характер. Совместная охота так же выявляла лучших ловчих птиц и, конечно же, собак. Родоплеменная организация общества характерна проявлением соревнования между отдельными племенами, родами и даже семьями, причём абсолютно во всём. Иметь лучших скакунов, ловчих птиц, охотничьих собак и волкодавов было не только жизненно необходимо и выгодно с практической точки зрения, но было и предметом гордости. Престиж, амбиции, гордость, в конце концов, родовая спесь, были еще одной причиной целенаправленного разведения волкодавов. В свою очередь, для простых людей, добившихся больших успехов в селекции лошадей или собак, этот вид деятельности мог стать настоящим ремеслом, которое могло обеспечить им безбедное существование. В сущности, необходимость разведения собак отображена в древнейшем перечне первостепенных и обязательных вещей, которыми должен обладать, и умело распоряжаться кочевник, что бы он мог обеспечить себе достойное существование. У казахов он известен под названием «Семь сокровищ». В этом списке из животных перечислены только лошадь, ловчие птицы и собака. То есть для кочевника в первую очередь важны средства для охоты и для занятия скотоводством. В данном случае, лошадь и собака первичны, а скот, который пасут с их помощью, вторичен. Без лошади и собак заниматься скотоводством в Степи не возможно. На территории Казахстана, Монголии, Тибета и сопредельных территориях, существовал практически один тип САО. Такой тип, пожалуй, является самой древней формой волкодавов. Собаки кочевников Центральной Азии распространились по Евразийскому континенту путем миграции, посредством войн и ведения торговли. В разных регионах собаки кочевников создали или приобрели различные морфы. На территории Казахстана и Средней Азии образовались две основные морфы волкодавов – это, так называемый, тибетский тип или тип казахского волкодава (тобет, таких собак принято называть старотипными), и так называемый, южный или персидский тип, имеющий, некоторые отличая от волкодавов тобетского типа, и о котором речь пойдёт позже. В наше время представители того или другого типа в чистом виде встречаются редко, преобладают переходные формы и просто задворняженные собаки. В общих чертах такая картина существования породы была до 1917 года. С приходом Великой Октябрьской Революции, образ жизни кочевников был координально изменен, они вынуждены были стать жителями поселений, то есть перейти к оседлому образу жизни. В сознании людей произошла переоценка их отношения к жизни и быту. Такие перемены нанесли непоправимый урон породе, не востребованной больше в быту скотовода. Ведь при оседлом или полукочевом образе жизни скот загоняется на зиму в кошары, самое опасное от волков время года. Научно-технический прогресс снабдил пастуха огнестрельным оружием, а государственная программа по отстрелу волков, да и экология, снизили риск нападения хищников до минимума. Ко всему прочему, большинство вчерашних кочевников предпочли блага цивилизации города, тяжелому сельскому труду. Люди, которые профессионально занимались селекцией собак и прочей живности, как правило, выходцы из привилегированного сословия, могли бы заниматься ими и дальше, но в большинстве своем, как враги Советской власти были истреблены, отправлены в лагеря или изгнания. К тому же во времена социальных пертурбаций людям было не до собак, так, например, в Казахстане в тридцатые годы от голода умерли миллионы людей (не только на Поволжье умирали от голода люди), старики рассказывают о жутких историях каннибализма, уж не говоря о поедании собак и др. животных. Еще одна из причин вымирания среднеазиатской овчарки, особенно в Казахстане и в Кыргызстане, это отстрел собак в связи с эпидемиологической обстановкой, а так же в связи с неудержимым ростом идиотизма, в умах чиновников. Собаки разных пород, которые выжили без присмотра человека, наплодили разное количество типов среднеазиатских дворняг, которые в наше время носят название САО, и только лишь некоторые из них могут соответствовать характеристикам настоящих волкодавов прошлого. Помимо выше перечисленного, порода САО столкнулась с еще двумя непреодолимыми проблемами. Первая — это миграция в Казахстан и Ср. Азию народов России, Украины, Белоруссии, Кавказа, которые привезли с собой собак различных пород с их болезнями. Эти собаки скрещивались с местными собаками, давая разнообразные потомства метисов, а еще чаще просто заражали местных собак болезнями, от которых у аборигенов не было иммунитета. Ведь совершенно безграмотный и безразличный к судьбе собаки чабан не станет лечить больное животное, известны случаи вымирания всего поголовья собак в аулах за короткий промежуток времени от болезней, полученных от завезенных собак. Так можно отметить, что наибольшее число собак с наилучшими породными качествами сохранилось в регионах наименее затронутых западной “цивилизацией” — Туркмения, Монголия, Таджикистан и др. регионы. Вторая проблема САО – это неожиданная популярность породы за пределами Ср. Азии. Так ловкие дельцы “собачьего бизнеса”, лихо вывезли и продали практически всё пригодное и не пригодное для разведения поголовье собак в Россию, Украину и Белоруссию. Но самое страшное заключается в том, что они еще накормили фантастической отсебятиной искажающей действительность, будущих экспертов, заводчиков, законодателей породы, практически лишив САО шанса на восстановление. Вообще обман в “мире САО” стал общей нормой поведения, от самого невинного, когда собак из Казахстана или Узбекистана вывозили в Россию под маркой модных туркменских собак, до грязного, когда, для предания товарного вида собакам, преднамеренно занимались кровосмешением паршивых САО с собаками других мастифообразных пород. Причем известны случаи, когда полученные у нас в Азии метисы, становились чемпионами выставок, как у нас, так и в России. Но, судя по Российскому поголовью собак, можно с уверенностью сказать, что их “мичуринцы”, дельцы собачьего бизнеса, внесли не менее творческий вклад в дело вырождения породы. Многие заводчики, как в Азии, так и в России умышленно искажают представление о САО, подгоняя его под то сомнительное поголовье собак, которыми они располагают, при этом, не забывая огульно оговаривать других заводчиков, даже тех которые имеют действительно приемлемое для селекционной работы поголовье САО. Также есть еще один тип собаководов, имеющих неправильное представление о породе, но свято верящих в свою правоту, обосновывая её тем, что некий уважаемый чабан, аксакал такой-то так нам рассказывал. Мы, люди, проживающие в Азии, прекрасно знаем, что у каждого безграмотного чабана, когда-то был самый быстрый в мире конь, самая большая и сильная собака, самое большое стадо, что его кривоногая бабушка была в молодости, самой красивой в ауле, а его дед был, самое малое, баем и только в его роду был самый сильный и храбрый батыр на весь белый свет и т.п. Разговаривая с восточными людьми, да ещё и с торговцами, надо бы знать их образ мысли, чтобы отличать действительное, если оно вообще есть, от выдуманного — “Восток дело тонкое”. Так говорят в народе — “Не приврешь, красиво не расскажешь”. Вот и пересказывают горе — кинологи россказни безграмотных и скучающих стариков, да еще и по-своему интерпретируют эти байки. Например, такая байка, обошедшая, наверное, весь СНГ по средству видеозаписи, на которой некий владелец САО, приобретённой где — то в Ср. Азии, рассказывал со слов, яко бы, какогои- то аксакала чабана, что будто мать его суки загрызла снежного барса и сама погибла в бою. Хорошо, что у нас в Ср. Азии львы не водятся, хотя, наверное, поэтому и не водятся – собаки всех загрызли. Подобные байки с успехом гуляют по просторам неокрепших умов, любителей этой породы. Помимо всего выше сказанного, нельзя не обратить внимание на работу экспертов в рингах. Судя по собакам неизвестных пород с обрезанными ушами и хвостами, находящихся в разных степенях инвалидности, тем более выступающих в классе чемпионов, нельзя не прийти к выводу, что наши эксперты, либо необъективны, либо просто не знают породу и абсолютно не знакомы с анатомией собак. Такие эксперты хуже болезни и отстрелов влияют на вырождение породы. Теперь мы перейдем к описанию САО. Как было сказано, существуют только два типа САО и переходные между ними формы, конечно не говоря о помесях волкодавов с охотничьими собаками. Назовем условно эти два типа: Северный и Южный. Описание Северного типа азиатских волкодавов мы проведём на примере близкого и понятного для многих из нас с детства казахского волкодава, который в народе называется словом « Тобет». Такие собаки встречаются почти по всей Средней Азии, куда в своё время перекочёвывали казахи. Подобных волкодавов можно встретить в южных регионах Казахстана, в Туркменистане, в Узбекистане, в Таджикистане и в Афганистане. За исключением Казахстана, в этих республиках волкодавы данного типа не являются аборигенными и относительно коренных собак встречаются не часто. В самом Казахстане эти собаки были практически полностью истреблены и в данный момент они находятся на грани полного и окончательного исчезновения. К северному типу так же относятся волкодавы Монголии, Тибета, Тувы, Бурятии и т.п. Волкодавов северного типа мы постараемся описать на примере казахских тобетов. Внешний вид казахского тобета очень напоминает описание тибетского мастифа — это крупная, грубого типа сложения собака с явно присутствующей тенденцией к сырости (средний рост кобеля 73-75 см. в холке). Прекрасно приспособленная к жизни в климате с большими перепадами температуры и вообще со всеми анатомическими особенностями, говорящими о ее эволюционном формировании в условиях резко-континентального климата. Тяжелая голова с мощным плоским черепом, с резко обозначенными надбровными дугами и затылочным бугром, свидетельством толсто — костности черепной коробки. Лоб плоский, широкий, переход к морде плавный. Морда чуть короче черепа, объемная, по форме напоминает трубу и по направлению к мочке носа почти не сужается. Мочка носа крупная, черная. Верхняя губа толстая, закрывает нижнюю челюсть, не редко образует брыли. При наклоне головы на черепе образуются кожные складки. Уши купированы, низко расположены. Глаза маленькие, круглые, сидят глубоко. При характерном наклоне головы взгляд получается из — под лобья, создается впечатление угрозы. Шея короткая, низко поставлена, мощная с хорошо развитым, наполненным подвесом. Формат тела несколько растянут, у сук в большей степени.Корпус массивный с широкой и глубокой грудью, ребро округлое, поясница широкая, мускулистая, круп также широкий и мускулистый, немного наклонный. Холка высокая мощная, за холкой, в случае небольшого высокозадия, образуется небольшая впадина. Живот низко опущен, почти до уровня груди. Подкожная клетчатка великолепно развита, но особенно в области шеи и под грудью (все кинологи такое развитие клетчатки предписывают защите от волчьих клыков, в, то время как мы считаем это следствием эволюции породы в условиях резко-континентального климата, клетчатка наряду с густой шерстью поддерживает температуру тела, а также питает организм в периоды отсутствия пищи, подобно верблюжьим горбам, и лишь в последнюю очередь, по счастливой случайности, служит защитой от клыков хищников). Шерсть у Тобета грубая, плотно прижатая с сильно развитым подшерстком, длинная до 10 см. и даже более; на шее у кобелей, зачастую, образует гриву, а на скулах бакенбарды; на голове и передней поверхности ног короткая. Окрас не имеет большого разнообразия. Черные, бурые, серые, темно рыжие с белыми и бело-рыжими подпалами. Как правило, у собак над глазами имеются светлые пятна или светлый обвод вокруг глаз, собаки со светлыми пятнами над глазами называются «торт коз» (четырехглазый). Собаки белого окраса, пегого или пятнистого встречаются крайне редко. Такие окрасы больше характерны для пастушьих собак дурегей (дрёк), которые являются помесью тобетов с борзыми тазы. Собака с ярко выраженным социальным поведением. Агрессивно реагирует на появление потенциального соперника в иерархической лестнице. Вопрос иерархии решается путем борьбы, по благородным, установленными природой правилами, практически никогда не заканчивающиеся смертью. Защищая сою территорию и свою стаю будет сражаться с чужаком насмерть. Каждая особь занимает свое положение в стае и выполняет свои обязанности. В общении с человеком независима, ненавязчива, но очень преданна. Ведет себя на равных, является человеку другом, а не слугой, как многие другие породы собак. Тяжело переносит незаслуженное наказание, вплоть до потери контакта с хозяином. К посторонним недоверчива, но не злобна, агрессию проявляет в некоторых случаях некорректного обращения с ней или ее хозяином. Ярко выражен территориально – охранный рефлекс, при этом Тобет не пустолайка, в сравнении с другими породами, а просто молчун. В ряду особенностей характера отличается врожденной агрессией к хищникам, особенно к волкам и собакам напоминающих по виду волков. Ввиду этого качества ринг САО невозможно проводить рядом с рингом собак внешне напоминающих волка. В незнакомой обстановке ведет себя спокойно, уверенно, и не агрессивно. Углы суставов ног умерено, но явно обозначены, следствием чего являются свободные не скованные движения. Половой деморфизм ярко выражен. Внутри породы значительных разбросов на типы нет, все особи имеют одни и те же породные признаки. В наше время порода практически исчезла, лишь в некоторых отдаленных от цивилизации уголках нашей Республики, можно встретить чистопородного или близкого к породе Тобета, как правило, это уже пожилые собаки. Заводчики САО, к примеру, в Алматы, это горожане, как правило, не азиатского происхождения, почерпнувшие свои знания из Российских источников, рекламировавших туркменских собак, говорящие о породе Тобет, абсолютно не знают, как он выглядит, да и коренные жители в своем большинстве не имеют представление о внешнем виде этих собак. Признаки Тобета в современных представителях САО можно увидеть во всех регионах Ср. Азии, тем более в местах, где в большом количестве проживают этнические казахи, как правило, традиционно занимающиеся скотоводством. Можно сказать, что порода, практически вымершая у себя на родине, все-таки внесла свой генетический вклад в образование САО. Второй вид САО – Иранский или Персидский, как и тибетский тип — это собака крупная, грубого типа сложения, с незначительной тенденцией к сырости. Обе породы имеют между собой прямое родство, их отличает в основном друг от друга длина шерсти, характерные окрасы, и некоторое отличие в форме головы, а также в развитие подкожной клетчатки, у волкодавов южного типа она менее развита. Длина шерсти южного волкодава примерно равна 3-5 см., что наряду с развитой мускулатурой, придает рельефный и элегантный вид. Окрасы, как правило, светлые, распространен пятнистый и пегий, не редко встречается белый. При объемной морде, спинка носа несколько уже, чем у собак тибетского типа, и при виде спереди морда имеет трапециевидную форму, а также под глазами морда менее наполнена, чем у собак тибетского типа. Малоразвиты надбровные дуги и теменной гребень. Обычно у волкодавов южного типа головы относительно тела не много короче чем у волкодавов северного типа (тобетов). В остальном собаки идентичны. По нашему мнению отличительные черты персидского волкодава приобретены им вследствие длительной селекции, в странах с более теплым климатом и благодаря примеси охотничьих собак распространённых в данных регионах. На сегодняшний день трудно встретить особь того или другого типа в чистом виде, преобладают собаки переходных форм, да и те являются редкостью в подавляющей массе метисов между САО, борзыми и различными дворняжками азиатского происхождения. Такие метисы имеют различные морфы или типы, со следующими преобладающими опознавательными признаками анатомического сложения: Узкий череп (даже при объемной морде), клиновидная форма морды, не параллельность линий черепа и морды, отсутствие надбровных дуг или слабое их развитие, плоские ребра, узкая грудь, скошенный круп, спрямленные углы суставов, поджарый живот, не развитая подкожная клетчатка, отсутствие подвеса, чаще всего это собаки крепкого, а не грубого типа сложения. Не редко собаки бывают с толстым костяком ног и высоким ростом, что вводит в заблуждение неопытных любителей собак, не обращающих на борзо- образную конфигурацию телосложения. Но это не конечная остановка эволюции САО. В городах, как в Азии, так и в Европейской части СНГ путь дальнейшего развития породы пролег через новые кровосмешения с мастифообразными собаками: кавказкой овчаркой, сенбернар, немецкий дог, английский мастиф и т.п. Эти новые примеси внесли еще некоторые характерные черты в облик перерождающейся породы, такие как сырое сложение, при не типичном развитии для САО подкожной клетчаткой; как правило, коровий постав задних ног, расхлябанность движений, не соответствующий шерстяной покров, резкий переход ото лба к морде, выпуклый лоб, но самое главное это не типичное для “азиата” поведение. Возникает вопрос, зачем экспертам кинологам разделять эту большую кучу разнокалиберных собак на типы и при этом еще называть ее породой САО, тогда как в Азии тюрко-язычными народами такие собаки называются просто дрёк, дрёгой, дурегей. На настоящий момент порода САО настолько задворняжена, что оказалась на грани исчезновения, и без координальных перемен в умах собаководов мы рискуем безвозвратно потерять ее без шанса на восстановление. В этом очерке мы постарались изложить свою концепцию видоизменения породы в связи с кровосмешением, а не под влиянием климатических воздействий. Эволюция, вследствие которой могут происходить мутации, круто изменяющие внешний вид, может протекать сотни, а то и тысячи лет, а не тот исторически короткий промежуток времени, который отводят российские кинологи породе САО. Глубокомыслеными заявлениями чабанов, которые на карте мира не найдут своей страны, как: “Такими их сделал ветер” — грамотные люди объясняют наличие разных типов САО, пытаясь привязать их к различному рельефу местности в Ср. Азии. Удивительно, что за приличный промежуток времени под воздействием климатических условий чукчи не стали скандинавами, да и африканцы, проживающие в Европе и Северной Америке, не стали блондинами, а вот потомки Арапа, Петра Великого, за несколько поколений, путем кровосмешения, быстренько стали русскими, перейдя от африканской расы к европеоидной. Поэтому никакой ветер не может сделать из великолепного волкодава тщедушную дворнягу. Нельзя оправдать разведение дворняжек под маркой САО, и приобщая их к какому – либо из так называемых типов. У породы САО есть только один тип- это тип мастифообразной собаки. Напоследок хочется отметить, что последние публикации о САО, стали гораздо интереснее, полнее и ближе к истине. Наверное, когда истина будет установлена, породные представители САО возможно еще будут существовать на нашей планете. Надеемся, что наша статья подстегнет российских кинологов обратиться в комиссию по стандартам FCI, с просьбой убрать из их стандарта слова “Страна происхождения — Россия”, и указать точную родину САО по месту происхождения и среде обитания. Многолетний опыт наблюдения за работой САО, позволяет нам выйти с предложением, назвать породу – Азиатский волкодав, убрав из названия слово овчарка и понятие «Ср. Азия». Авторы: Кожахметов Адиль Джамбулович Малашевич Александр Вадимович |