Дорогой Петр, хочу дополнить свой комментарий на ваши вопросы. Вы спрашиваете:”…по каким причинам…Вы (ваш народ) не смогли сохранить хотя бы тех особей, что остались у чабанов” после 30х годов и связанных с этим событий? К сожалению вы очень не внимательно и не вдумчиво читаете мои комментарии и другие тексты, в которых содержится подробный ответ на ваш вопрос. Мне придется в который раз повторять одно и тоже. Как я уже сообщал народ попал в тяжелое положение пережив трагедию почти полного своего уничтожения. Основное количество чабанов со своим имуществом, скотом и собаками откочевали в Китай, в Монголию, в Афганистан, в Иран, в Турцию, в Среднюю Азию и собственно в Туркменистан. После 30х годов казахов во всем Казахстане осталось наверное не больше чем казахов откочевавших в тот же Туркменистан. Мой народ несколько десятилетий был занят проблемой собственного выживания, а не сохранением породы собак. Согласитесь это было более актуально на тот момент. Территория республики Казахстан использовалась как строительная площадка для создания сырьевой базы, для чего привлекались переселенцы из других республик СССР.
После 60-х годов казахи составляли не более 25-30% от общего населения Республики. Общая масса казахов не допускалась к процессу индустриализации и обустройства Республики, а собиралась в колхозы, в которых запрещалось кочевое скотоводство, и велся отстрел собак. Отсутствие собак в животноводстве компенсировалось масштабным отстрелом хищников, который в свою очередь имел ещё и промысловое значение. Лишь очень малое кол-во людей, живущих в глуши и в малолюдных местах, сохраняли навыки традиционного животноводства и собственно собак. Такие люди имели весьма отдаленное представление о масштабах нашего государства и о процессах протекающих в нем, не имели они понятия и о кинологических мероприятиях, вроде выставок и турниров. К тому же в их глазах это абсолютно бесполезное занятие. Один такой чабан однажды озадачил меня странным вопросом. Узнав что у меня есть волкодавы, он спросил о том, сколько у меня баранов,лошадей, верблюдов и коров. Узнав, что я не развожу скот, он спросил — зачем мне собаки, явно при этом намекая на то что, я больной на голову и не от мира сего. У этих людей, живущих в 19м веке все имеет практическое применение, в том числе и собаки. Таких людей очень не много и живут они в разных уголках нашей Республики не имея контакта друг с другом. После многократных отстрелов и вывозов собак в питомники Туркменистана, порода как монолит исчезла, исчезли даже региональные популяции собак, сохранились лишь малочисленные, если не единичные особи у такого рода чабанов не имеющих контакта друг с другом. Что еще нужно что бы порода исчезла? Собаки либо вымирали ,либо задворняживались через кровосмешение, либо продолжали существовать по средству близкого инбридинга из поколения в поколение, что в конечном результате тоже приводит к вырождению. Но собаки в малом кол-ве все же сохранялись, встречаются они и по сей день. Приобретение таких собак очень и очень хлопотное дело. Поэтому единичные особи появляющиеся то тут, то там как правило скрещиваются с завозным плем-материалом, растворяя в нем свои гены. Собрать в одном месте десяток разнокровных тобетов для селекции, это очень трудоемкое , дорогостоящее и хлопотное по усилиям и затратам времени дело. Чабаны отдают своих собак горожанам только если они стали непригодными, т.е.состарились. Да и то далеко не каждый из них отдаст состарившегося пса, который всю жизнь служил верой и правдой. Такие старики иногда попадают на бои и показывают себя очень достойно, правда ведут себя несколько иначе, чем городские собаки. Естественно, что на большие турниры таких собак не водят, и некоторые из них известны лишь у нас в Казахстане. Большинство из них это лишь не о чем не говорящая кличка в родословной казахстанских собак. Городское население Казахстана, до 90-х годов прошлого века было в основном представлено инородцами-переселенцами, которые понятия не имели об истории и культуре казахов и уж конечно же о казахских волкодавах. Единичные собаки, которые, например, попадали в г. Алматы, вызывали удивление у местных волкодавщиков, которые содержали Кавказских овчарок. Например ,у меня спрашивали, зачем я купирую” кавказцам” хвосты и с кем я их скрещиваю, что бы получить такие объемные морды и т.п., т.е. воспринимали тобетов как помесных кавказцев. Даже в сельской местности, казахи выросшие в 2-3-х поколениях не видя настоящих тобетов имеют о породе весьма поверхностное представление. Хорошо знают породу только те кто жил в тех местах где еще сохраняются такие собаки или те кто в силу потомственного наследия знает о них и конечно же видел и содержал тобетов. Большинство Чабанов как в Казахстане, так собственно и в Туркменистане имея собак ,мало что в них понимают. Для них главное, что бы собаки работали. Среди чабанов очень мало потомственных, профессиональных заводчиков собак. Иметь собак доставшихся каким либо образом и разбираться в породе это два разных понятия. Это как если просто иметь автомобиль и уметь им управлять на уровне любителя или же обладать знаниями конструктора в автомобиле-строении и в добавок иметь навыки профессионального автогонщика, а это существенная разница. Дорогой Петру, вы ни в малейшей степени не владеете информацией, что бы рассуждать о том как легко можно было бы сохранить породу волкодавов в Казахстане. Вы утверждаете, что чем больше чабанов, тем больше волкодавов. Увы, чабаны собак не рожают! Уж это-то вы понимать должны. Россияне, украинцы, и как видно молдоване, не понимают разницу между мелкомасштабным приусадебным скотоводством и масштабным полу-кочевым и кочевым скотоводством. Предки казахов веками и тысячелетиями населяли огромные степные пространства от Дуная до Дальнего Востока и даже когда их кочевья сократились до рамок территории нынешнего Казахстана, их земля под пастбища остается самой большой из всех территорий кочевых народов. Архивные данные дореволюционного периода свидетельствуют, что казахи разводили скота во много и много раз больше, чем в после-революционный период и много-кратно больше чем какой либо из азиатских народов, если не всех вместе взятых. Кочевое скотоводство при наличии хищников в принципе не возможно без использования волкодавов. Популяции волков в Казахстане во много раз многочисленнее, чем во всей Ср.Азии и в том же самом Туркменистане. К тому же волки из южных районов достигают размеров чуть более шакала, и там собаки нужны в большей степени как пастухи, а не как волкодавы. В пустынях, которые занимают большую часть Туркменистана, волки вообще практически не водятся. В Ср. Азии скотоводство осуществляется по принципу выпаса скота в близи поселений и лишь в ряде случаев скот перегоняют на летние пастбища в близи от зимовок. Это локальные районы, где риск нападения хищников минимален, а отслеживание хищников и их уничтожение не затруднительно. В Казахстане и в Монголии дела обстоят иначе. Казахи веками занимались масштабным кочевым скотоводством в сопровождении огромного количества хищников и в частности волков. Без использования волкодавов такой вид хозяйствования не возможен в принципе. Если отбросить все то о чем я пишу сам факт такого вида хозяйствования, это как простейшая задача с одним неизвестным. Я думаю, что решить ее по силам даже вам дорогой Петру. После того как аборигенные волкодавы Казахстана были уничтожены, и перестали существовать как монолит породы, казахи подобно среднеазиатским животноводам перешли на мелко масштабный отгонный метод. И сколько бы людей не занималось чабанством, численность и количество аборигенных волкодавов уже никогда не восстановить. Петру вы приписываете мне слова, из которых исходит, что туркменские собаки это казахские волкодавы, и иронизируя спрашиваете, о том с какого года они таковыми стали? Должен опять напомнить вам о внимательности чтения и осмысления того ,что вы читаете. Знаете ли, это очень важно и взаимосвязано-ЧТЕНИЕ и ОСМЫСЛЕНИЕ, тогда бы вы не задавали этот по сути никчемный вопрос, на который у вас давно есть ответ. Но я ,не поленюсь и вновь на него отвечу. Я никогда не говорил и не писал, что туркменские волкодавы это казахские собаки. Я утверждаю, ЧТО ПОДАВЛЯЮЩЕЕ ЧИСЛО волкодавов Туркменистана это СМЕСЬ исконно туркменских и пришлых казахских собак. Даже сами туркменские волкодавы или правильнее сказать их фенотип это результат относительно недавних селекционных преобразований. Не буду вдаваться в детали, но предки туркмен, как и предки казахов, уйгуров и некоторых других тюркских народов выделились в самостоятельный племенной союз лишь после развала Западно-Тюркского Каганата, из одного народа. По сути родина Туркменов это Казахстан, Южная Сибирь, Алтай и Монголия. С территории Юго-Восточного Казахстана туркмены лишь в девятом веке перекочевали в СреднююАзию, а в 10 – 11-ом веках за Аму-Дарью на территорию современного Туркменистана. Как вы Петру, думаете каких волкодавов привели с собой на новую родину туркмены?? Короткошерстных белых алабаев? Они вели с собой волкодавов Казахско-монгольско-тибетского фенотипа. Об этом говорят разного рода свидетельства, такие как данные палеонтологии или элементарная логика. Короткошерстные туркменские волкодавы даже в Алматы в зимнее время не могут жить без теплых будок, вольеров и т.п. В естественных условиях они замерзают зимой в степи на смерть, т.е. таких собак туркмены проживая в Монголии и в Казахстане иметь не могли. Правильнее было бы спросить, когда туркменские волкодавы фенотипа казахского тобета стали собаками современного фенотипа—алабай? Думаю, что этот процесс был постепенным. Переселившись за Аму-Дарью, туркмены больше никогда не выдвигались в северном направлении, но проявили большую активность в направлении Ирана, Афганистана, Малой Азии и Арабских стран. Очевидно, что прилитие собак южного происхождения сильно повлияло на изменение туркменских волкодавов от фенотипа казахских собак к современному фенотипу алабаев. В дальнейшем Ср. Азия, Афганистан, Иран и собственно Туркменистан не однократно подвергались завоеваниям и миграциям прото-казахских и собственно казахских племен, пришедших с территории Монголии и Казахстана. По сути именно этот факт не дал полностью переродиться или даже выродится волкодавам в этих странах, где по существу они в принципе не востребованы человеком в ведении сельского хозяйства. В какой-то момент миграции кочевников прекратились и туркменские волкодавы устоялись на определенном фенотипе. Это короткошерстные со светлыми окрасами и обтекаемой формы головы собаки. В 30е годы казахи отказавшиеся стричь овец осенью, стали массово мигрировать в сопредельные страны, в том числе и в Туркменистан. В этой республике казахи составили четверть или даже треть населения. Я очень благодарен туркменскому народу за то что он принял моих сородичей(родственников) на своей земле, тем более, что именно в Туркменистан откочевали казахи из числа моих соплеменников. Эти события задокументированны грудами бумаг, киноматериалами и хранятся в архивах Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и др. республик, в том числе обязательно и в российских архивах. Во время развала СССР мне удалось немного ознакомиться с архивными материалами. Сейчас я не стану этого делать, что бы сыпать номерами указов и дел в архивных документах, что бы убедить вас Петру в моей правоте. Относительно волкодавов в Туркменистане, попытаюсь навести вас, на определенные выводы. Как вы думаете, Туркмены и Казахи проживая бок о бок в Туркменистане вынуждали своих собак пользоваться противозачаточными средствами и презервативами, что бы не дай Бог они не заимели совместного потомства?? Если вы так считаете, то нам в принципе нет смысла что либо обсуждать, если нет,то мне вообще не понятна ваша позиция отрицания очевидного. Вас, возмущает что с моих слов вы не знаете, что такое НАСТОЯЩИЙ Туркменский волкодав и спрашиваете, как тогда понимать этих собак. Понимать их нужно различая по фенотипу от казахских собак и метисов, полученных от смешения АЛАБАЕВ и ТОБЕТОВ. Если вы этого не можете делать, то вы действительно плохо разбираетесь в породе и не понимаете, что такое НАСТОЯЩИЙ туркменский алабай. Даже не знаю, что с этим делать! Надеюсь вы в состоянии отличить молдован от негров или китайцев, если нет то значит вы не различаете линии, формы и цвет. Тут как говорится медицина бессильна! Вы во всем полагаетесь на Гельды Кяризова и противопоставляете его мнение против груды архивных и научных данных, против факта существования собак разного фенотипа и против моего слова, по сути вы называете меня лжецом. Чтож очень любезно с вашей стороны! По видимому это и есть то, что Борис Черноморец называет этичным поведением. Вы возмущаетесь:— “Значит меня туркмены обманули и тот же Гельды Кяризов?” А почему бы и нет! Ваше общение с ними это диалог продавца и потенциального покупателя. В этом деле как говорится участвуют два дурака—один обманывая продает, другой обманывая и сбивая цену покупает. Такова пословица и я ни кого не хочу обидеть. К тому же почему вы думаете, что торговец собаками обязательно хорошо разбирается в породе и в истории ее происхождения?? Насколько мне известно, семья Кяризовых преследовалась за бесконтрольную и массовую спекуляцию и вывоз и продажу собак и лошадей. По-видимому, это очень надежная характеристика для знатока породы. Но скорее всего те туркмены, с которыми вы общались из числа торговцев, просто немного лукавили, держали форс и совсем не разбирались в происхождении своих собак. Вы задаете “ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ”, держу ли я волкодавов и есть ли у меня свой Казахский волкодав или Тобет?? Во-первых вы опять не внимательны. Казахский волкодав и тобет это одно и тоже, как туркменский волкодав и алабай. Во вторых, вы серьезно считаете, что это существенный вопрос?? Вы проверяете мои знания по наличию у меня собак?? Разве можно сравнивать уровень знаний, например, археолога или исскуствоведа, которые не имеют у себя дома артефактов, музейных экспонатов или дорогих предметов искусства с уровнем знаний сторожа в музее или неожиданно разбогатевшего коллекционера?? Помилуйте, но ведь это глупо! Хотя конечно же я содержу нескольких собак. Вы хотите что бы я показал вам их участие” на ринге или в других местах”. Боюсь это будет затруднительно, хотя последнее время я поставил себе такую цель и как уже сообщал в ближайшие годы постараюсь представить таких собак обществу. На самом деле меня уже давно не интересуют собачьи бои и выставки. Меня больше волнует внедрение волкодавов в их естественную среду. Таких собак вообще нельзя держать в городе и даже в селах, где они деградируют и вырождаются. Мне интересно как приживаются и работают на отарах (отгонах) собаки выведенные мной в городе. Есть удачные случаи и не удачные—я как и все ошибаюсь и не редко “портачу”, но я понимаю, что пока волкодавы существуют в естественной среде обитания, эта порода не исчезнет. И я уже давно вырос из подгузников что бы увлекаться собачьими боями и выставками, то что делаю я, гораздо труднее, интереснее и ВАЖНЕЕ. Городские собаководы так или иначе, рано или поздно, что бы до конца не выродить своих ” культиваторов” прибегают к прилитию кровей аборигенных чабанских собак. Но когда такие собаки исчезнут, САО превратятся в еще одних сенбернаров, мастино или в московских сторожевых. Предков собак ,которых селекцеонирую я, вы уже видели на фотографиях в статье” От вымыслов к реальности”, а также некоторых в фотоальбоме ”Три фенотипа Азиатских волкодавов” вашего сообщества, который я составил для Бахтияра. Тот же Черный Кайтпас, рожденный от Алы и суки моего разведения, причем он демонстрирует фенотип и даже поведение своего прадеда по материнской линии и почти не чем не похож на отца. При случае я размещу фото и других собак, если не поленюсь их наделать или отсканировать готовые. Большинство собак моего разведения стоят на руках у других людей в том числе и на отарах у чабанов. Дома же на данный момент я держу всего трех сук. Я хочу осветить еще один важный момент. Почему то все думают, что я, считаю алабаев хуже тобетов. Это не правда, мной так вопрос никогда не ставился. Просто эти собаки имеют свои отличия и я как раз-таки об этом говорю и пишу. Я сам много лет держал, как отдельную линию, нескольких алабаев, потомков туркменского Кара-Тохмета, потомков Кара-Коза, которого г-н Горохов вывез из Туркменистана в Москву и т.п. Прекрасные собаки, но к сожалению в связи с кризисом, я должен был сделать выбор в том каких собак держать. Выбор пал на тобетов и совсем не потому что они лучше. Работать восстанавливая утраченное гораздо труднее но интереснее, тем более для климатических условий Казахстана гораздо актуальнее. Туркменских собак очень много и вернуться к ним никогда не поздно, во всяком случае на мой век хватит. Поэтому Тохметовских потомков я отдал собаководам, которым они были интересны. Петру ,надеюсь я в полной мере удовлетворил ваш интерес и “красиво” не ушел не от одного вашего вопроса. Надеюсь вы,также не будете “красиво” ИГНОРИРОВАТЬ мои ответы задавая вновь и вновь одни и те же вопросы, на которые я уже многократно дал исчерпывающие ответы.
А.Кожахметов.